Теория музыки

Одной из основных задач педагогов-музыкантов ДШИ является воспитание заинтересованного слушателя, любителя и ценителя академической музыки, активного участника музыкальной жизни своего города и страны, посетителя концертов и спектаклей, что невозможно без привития учащимся музыкальной культуры и расширения их музыкального кругозора.
Безусловно, освоение какого-либо музыкального инструмента способствует развитию музыкальности учащегося, но одно лишь оно не в состоянии удовлетворить их интерес к музыке.
Целостное развитие музыкальных способностей ребенка – задача музыкально-теоретических дисциплин, которые представлены такими предметами как «Сольфеджио», «Слушание музыки» и «Музыкальная литература». С недавнего времени в учебный план ДШИ «Вдохновение» включены занятия по «Музыкальной информатике».
                                           Сольфеджио
Являясь комплексной дисциплиной, «Сольфеджио» по сути включает в себя не только развитие музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти, но и знакомит учеников с музыкальной грамотой и элементами музыкальной теории.
Музыкальный слух – сложнейшее явление. Его характеризуют следующие параметры: мелодический, гармонический, тембровый, полифонический и другие. Комплексное, гармоничное его развитие – важнейшая задача «Сольфеджио». Подробнее:
Опираясь на современные научные данные в области музыкальной психологии и даже физиологии, педагоги – сольфеджисты создают новые методики, учебные программы и пособия для профессионального обучения музыкантов. Однако и школьное, дополнительное образование не стоит на месте. Постепенно в практику ДМШ и ДШИ вводятся новые пособия и вместе с ними методы обучения.
На уроках сольфеджио педагоги ДШИ «Вдохновение» стремятся к развитию интереса к музыке у учащихся. Для освоения сложного теоретического материала используются всевозможные игровые методики. Занятия, проходящие в группах (в среднем по 7 человек в каждой) способствуют такого рода формам работы. Кроме того, на групповых уроках дети имеют возможность общаться друг с другом, у них пробуждается «соревновательный дух». Так учащиеся с изначально более слабыми природными данными при грамотной работе педагогов «тянутся» за более сильными. Групповое сольфеджио предоставляет также и возможность ансамблевого музицирования, пусть и в достаточно скромном варианте. Кроме того, на занятиях педагоги ставят перед детьми творческие задачи: досочинения фрагментов музыкального целого и даже самостоятельного сочинения небольших музыкальных пьесок.
Основной формой работы на уроках педагоги стремятся выделять вокально-интонационные упражнения. Тесная связь слухового аппарата человека с голосовым подтверждается тезисом учителей-сольфеджистов «смогу спеть/проинтонировать – значит смогу услышать» и наоборот. Развитие вокальных данных находится, таким образом, также в области сольфеджио.
Наконец, такое неспецифически музыкальное качество как чувство ритма также укрепляется и развивается всевозможными упражнениями на уроках сольфеджио.
Подводя итог, Сольфеджио – универсальная для развития музыкальных способностей детей учебная дисциплина.

              Слушание музыки и Музыкальная литература
Задача музыкальной литературы – приобщение учащихся к отечественной и мировой музыкальной культуре. Педагоги ДШИ «Вдохновение» стремятся привить детям умение и желание слушать музыку.
На уроках музыкальной литературы преподаватели знакомят детей с шедеврами музыкального искусства, с интересными фактами музыкальной истории и биографиями великих композиторов, привлекая при этом современные мультимедийные технологии. Подробнее:
Помимо этого, учитывается состав группы. Так, если это пианисты, то педагог включает в программу образцы фортепианной литературы, если скрипачи – то, соответственно, скрипичной. Если музыкальная литература преподается гитаристам, то в программу необходимо включать и шедевры музыки для гитары, несмотря на то, что в целом гитарная музыка несколько оторвана от процесса развития классической музыки.
Музыкальная литература помимо истории музыки часто становится единственным источником знаний для учащихся в области инструментоведения, музыкальной формы и в жанрах симфонии, оперы и балета.
Круг музыкальных явлений, охватываемых этой учебной дисциплиной, очень широк. Однако, одно из требований, предъявляемых  современной информационной средой к учебному процессу, это еще большее расширение данного круга. На уроках музыкальной литературы в ДШИ «Вдохновение» преподаватели дают возможность детям послушать и оценить произведения как старинной так и современной музыки.
Но важнейшим условием воспитания музыканта-любителя является все же развитие навыка активного слушания музыки. Музыкальная литература позволяет педагогу на протяжении всего учебного процесса заниматься его формированием и развитием, способствуя тем самым воспитанию гармоничной Личности.